В этой статье мы рассмотрим, как собрать автоматическое зарядное устройство для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов на основе компьютерного источника питания, типа AT или ATX. Данная схема позволяет автоматически заряжать автомобильные аккумуляторы, используя 12-ти вольтовую шину БП. Правда напряжение полностью заряженного автоаккумулятора должно быть больше 12-ти вольт — около 13,5, поэтому нужно штатное напряжение выхода БП АТХ +12 на пару вольт поднять.

zarjadnoe_iz_kompjuternogo-3

Условно конструкция состоит из двух частей — это обычный блок питания от ПК, в котором выходное напряжение немного увеличено — до 14-18 вольт, и автомат, который отслеживает уровень напряжения на самом автомобильном 12-ти вольтовом аккумуляторе, отключая заряд при достижении предельного напряжения, свидетельствующего о 100% заряде.

Схема переделки блока питания компьютера

01609767

Схема автомата заряда АКБ

zarjadnoe_iz_kompjuternogo-1

Зарядный ток через аккумулятор в зависимости от напряжения на нём, регулируется транзистором VT1, коллекторным напряжением которого управляется индикатор заряда на светодиоде и составной транзистор, содержащий VT2, VT3, VT4. По мере зарядки ток заряда уменьшается и светодиод постепенно гаснет. Резистор R3 ограничивает максимальный зарядный ток, поэтому он должен быть достаточно мощным, не менее 10 Вт.

zarjadnoe_iz_kompjuternogo-4

Момент полного заряда батареи и уменьшение зарядного тока до нуля определяет необходимое напряжение на ней — обычно 13.5 В. А значит при настройке зарядки необходимо устанавливать порог заряда чуть больше 13.5 В, например 13.7 В, при котором обеспечивается зарядка на полную емкость АКБ. Данный порог устанавливается резистором R1.