Пуско-зарядное устройство ПЗУ-14-100

Попросили отремонтировать пуско-зарядное устройство ПЗУ-14-100. Выглядит оно как ящик из крашеного кровельного железа, на лицевой стороне: амперметр, вольтметр, регулятор тока заряда, переключатель пуск/заряд, индикатор пуска, индикатор включения, автоматический выключатель. Внутри: трансформатор мощностью 1,5-2 КВт, радиатор с тиристорами и плата управления за лицевой стороной. Вторичная обмотка трансформатора выполнена “косичкой”, скрученной из нескольких проводов ПЭВ диаметром 0,6-1 мм общим диаметром 7-9 мм. К ней через изоляцию прикреплён терморезистор.

pzu-1

При ремонте обнаружены короткое замыкание в цепи первичной обмотки, перегрев проводов и деталей на плате управления. Для ремонта срисовал принципиальную схему, исходя из неё восстановил номиналы сгоревших резисторов, заменил КТ315 и КТ361 на КТ817 и КТ816. Замененные детали на схеме красного цвета.

Схема ПЗУ-14-100

91400078

По схеме видно, что тиристоры управляются импульсами тока по цепи конденсатор C4 – транзисторы VT5, VT6, VT7 – диоды VD4, VD5. Фаза включения тиристоров и ток в силовой цепи зависят от скорости роста напряжения на конденсаторе C4, то есть от тока через резисторы регулятора тока R23-R25 и через транзистор пуска VT3. VT3 включается в режиме “пуск” если напряжение на акумуляторе падает ниже 11 В. Ключевой транзистор VT4 включает цепь управления при правильном подключении к акумулятору и прикрывает её при превышении тока и перегреве обмоток. Для правильной работы этой цепи необходимы идентичные половины вторичной обмотки, обычно их делают навивкой в два провода или разделением концов “косички” надвое. Ток в обмотке измеряется по разности напряжений на нагруженной и свободной половинах обмотки – они нагружаются по очереди.

pzu-2

Для работы с устройством ПЗУ-14-100 необходимо: выключить автоматический выключатель, подключить к сети ~220 В, правильно подключить к аккумулятору (плюс к плюсу), установить регулятор тока в минимум, переключатель – в положение заряд, проверить напряжение АКБ (если ниже 11 В – нужно зарядить), включить автоматический выключатель, регулятором установить нужный ток (обычно 1/10 от ёмкости), если нужно – переключить в пусковое состояние, при пуске двигателя наблюдать свечение индикатора пуска. Для выключения – выключить автоматический выключатель, отключить от сети, отключить от аккумулятора.