Добрый день всем специалистам, которые самодельное предпочитают магазинному! Сегодня мы попробуем собрать импульсное зарядное для аккумулятора авто. Оно будет полностью цифровое, с микроконтроллером и импульсным источником тока. Но не бойтесь — все узлы готовые, а нам остаётся только спаять их между собой.
Источник зарядного тока
Силовая питающая часть — это ИИП на 12 В, 5 А для галогенных ламп подсветки — электронный трансформатор. Такие блоки очень распространённые и не дорогие. Например эту модель от труднопроизносимого китайского производителя купили всего за 80р. Но для заряда требуется не 12, а минимум 17 вольт. Поэтому придётся открыть крышку преобразователя и домотать на ферритовое кольца трансформатора примерно 5 витков.
Есть ещё один момент — многие такие блоки питания не запускаются на холостом ходу, им нужна нагрузка примерно 0,5 А и выше. Так что возможно потребуется небольшая его доработка, о которой читайте на сайте Эл-схема.
Управление режимом заряда
Блок контроля за зарядным процессом купили готовый, есть такой специальный набор для самостоятельной сборки, способный управлять зарядным током (0-10 ампер) и временем заряда (1-19 часов). Также в нём имеется возможность измерения напряжения на заряжаемом аккумуляторе, то есть вольтметр. Все режимы и настройки отображаются на красном светящемся цифровом индикаторе. Это намного удобнее чем жидкие кристаллы — большие яркие цифры.
Ещё раз заметим — ничего собирать и программировать не нужно, набор представляет собой готовую собранную и настроенную плату с микроконтроллером, которую надо только подключить к источнику питания (трансформатору) 220-20 В с током до 10 А.
Как вы уже догадались, чтоб не утяжелять и удорожать зарядку, напряжение будет сниматься с выхода импульсного трансформатора.
Корпус для зарядного устройства
Самая сложная часть этой, да и любой другой самодельной конструкции — это приличный и красивый корпус. Лучше всего выпилить его самому, под желаемые размеры, но если посчастливится найти готовый — считайте вам повезло.
В данном случае коробка вырезана из алюминиевого листа с толстыми боковухами, из того же металла.
Сверху гнездо сети 220 В, предохранитель на 10 ампер и клеммы подключения аккумулятора. Сзади отверстие под кулер охлаждения — при максимальных токах ЗУ будет заметно греться.
Вся электроника управления разместилась на передней панели. Это сам индикатор, три кнопки, и тумблер включения питания.
Запуск ЗУ для авто
При первом включении лучше не запускать всё сразу, а отдельно проверить работоспособность блока питания, нагрузив его резистором 4 Ома (это ток 5 ампер). Подождать некоторое время, проверить силовые элементы на нагрев. Лучше не напрямую подключать в сеть 220, а через лампу накаливания 100 ватт (чтоб ничего не сгорело при случайных замыканиях).
Далее с обычного трансформатора стартануть контроллер. Не обязательно брать мощный — пойдёт и простой на 1-2 ампера. Главное убедитесь, что всё работает-переключается-заряжает.
Третий этап — объединить эти два модуля и подключив аккумулятор окончательно испытать его на всех режимах. После чего можно закрывать крышку и пользоваться этим малогабаритным зарядным устройством.