Схема простого индикатора заряда аккумулятора на трех светодиодах, предназначенная для отслеживания состояния заряда аккумуляторной 12-ти вольтовой батареи авто. Состоит всего из десятка радиодеталей и позволяет наглядно, без лишних цифр, определить состояние заряда аккумулятора по цвету свечения индикатора. Зелёный — аккумулятор полностью заряжен, желтый — наполовину заряжен, красный — полностью сел, необходима срочная подзарядка.
Однако заранее отметим, что даже столь простая схема требует наличия сертификата ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования». Без него продавать подобную продукцию на территории таможенного союза запрещено. Кстати, помочь в его оформлении может ООО «Глобал Стандарт». Подробнее о данной компании и сертификате можно прочитать на страничке http://g-standard.ru/content/tr-tc-004-2011 официального сайта организации.
LED индикатор состояния аккумулятора — схема
Описание принципа роботы устройства
Приведенная принципиальная схема отображает состояние заряда батареи с помощью трех светодиодов, включенных полосой. Она идеально подходит для отслеживания уровня заряда аккумуляторной батареи машины, особенно это актуально в зимнее время. Когда напряжение батареи достигает 11.5V или менее, транзистор Q1 будет включен, а индикатор D1 будет светится. Когда напряжение аккумулятора лежит в пределах от 11,5 до 13,5, транзистор Q2 будет открыт, и уже светодиод D2 будет светится. Когда напряжение батареи выше 13,5 транзистор Q3 будет открыт и светодиод D7 тоже засветится.
Примечания по сборке индикатора
- 1) Поскольку схема имеет большое количество деталей, то собирать её будет проще на печатной плате.
- 2) Батарея, напряжение которой мы хотим отследит подключается к схеме в местах, обозначенных на схеме, как точки А и Б, в соответствии с полярностью, указанной на схеме.
- 3) Наиболее оптимальным и наглядным вариантом для отслеживания состояния будет использование светодиодов разного цвета свечения.
Само устройство (точнее светодиоды) можно вывести на переднюю панель вашей машины или мотоцикла, если оно будет использоваться таким методом.
Несколько слов о деталях схемы
В схеме используется 3 транзистора, 2 из них обратной проводимости и один прямой. Стоит быть внимательным и не попутать расположение выводов эмиттера, коллектора и базы на них. Транзисторы могут быть заменены на их отечественные аналоги, но опять же стоит соблюдать расположение выводов. Неплохим вариантом так же будет использование устройства как индикатора заряда батареи при подключенном зарядном устройстве.
Схема простого индикатора заряда аккумулятора не имеет дефицитных деталей, относительно проста в повторяемости и не сложная в плане настройки, поэтому повторить её сможет даже начинающий радиолюбитель. Начинающие могут не понять, что за диоды, обозначенные на схеме под номерами Д6 и Д10. Не стоит пугаться — это обычные стабилитроны, или другими словами диоды Зенера. Будет полезно почитать про них в книгах, или на крайний случай в интернете. Рабочее напряжение, которое обеспечивают эти диоды — 10 и 12 вольт, мощность у них небольшая, по 0.5 ватт, но для схемы хватит с головой. Удачной сборки и настройки!